>>
Подорожуємо Україною - 40 міст і містечок >>
Персоналії
Подорожуємо Україною

контактна інформація:

01004, м. Київ – 004,
вул. Пушкінська, 28А

© copy 2003 р.
дизайн: Віадук-Телеком
платформа: Lotus Domino


03/17/2003

Валерий АСАДЧЕВ: «Нужны лидеры, способные взять на себя ответственность`

Не любят все-таки наши журналисты политиков: тщательно изучив прессу, посвященную депутату ВР Валерию Асадчеву, я так и не обнаружила там большого, энергичного и доброго человека, каким он оказался в реальной жизни. Не говоря уже о том, что Асадчев — интеллектуал, один из немногих в нашем Парламенте, кто может похвастать креативным мышлением.

«НЕ ПОТЕРПЛЮ В ДОМЕ КОМЕДИАНТОВ!»

Валерий Михайлович, у вас фактически три образования — КПИ (машиностроительный факультет), Киевская консерватория (дирижер хора), и, наконец, КГУ им. Шевченко — юридический факультет. Удивительная широта интересов. Невольно возникает вопрос, насколько формально то или иное образование.

На самом деле, я противник формальных «корочек», и необходимость во всех трех высших образованиях подсказала сама жизнь. Когда я оканчивал школу, передо мной возникла серьезная дилемма. Дело в том, что я серьезно занимался музыкой, имел поставленный голос, и специалисты советовали мне занятся этим профессионально. Однако моя мама категорически восстала против такой перспективы: «Не потерплю в доме комедиантов. Для мужчины это несерьезно!». А поскольку маму я обожал — отец умер рано и воспитывала меня в основном только она — то и ослушаться не решился. Мои одноклассники и друзья дружно пошли поступать в КПИ, и я, как отличник по точным предметам, решил подать документы вместе с ними. Но тут произошла первая неожиданная вещь — я не поступил.

С пятерками-то по математике?

Тогда я понял, что пятерки по математике мало — надо иметь опыт сдачи экзаменов в экстремальных условиях. Во второй год я такой опыт имел и успешно сдал все экзамены.

А чем же вы занимались весь этот год до повторного поступления?

Работал киномехаником в кинотеатре им. Шевченко и был счастлив — возился с любимой техникой, смотрел замечательные фильмы вроде «Моей прекрасной леди». Кстати, во время повторного поступления один из преподавателей, запомнивший меня с предыдущего года, посоветовал попытать счастья на другом факультете. Но надо знать мой характер: если я чего-то не добился, то не успокоюсь, пока цели не достигну.

Студенческие годы вспоминаете с удовольствием?

Еще бы! В КПИ в то время был грандиозный хор, в котором я пропел… 10 лет. Уже работал на предприятии, а по вечерам ходил петь! Параллельно учился в Консерватории.

А когда работали, собственно?

Кстати, у меня была замечательная работа: я трудился на предприятии, связанном с космическими разработками и был безумно увлечен своей темой…

«НИКОГДА НЕ СТРЕМИЛСЯ СТАТЬ ЧЛЕНОМ ПАРТИИ..»

И, тем не менее, в 91-м году без особого сопротивления ушли в депутаты райсовета…

Это фантастическая история: я ведь вовсе не собирался этим заниматься. Депутатом я стал с легкой руки моего товарища Саши Маркова, который сейчас уже живет за границей… Началось с того, что рабочие на заводе мне подарили безумно дефицитную вещь — оргстекло на стол, что было с их стороны знаком особого доверия и симпатии. Саша Марков хотел такое же, и периодически приставал ко мне: «Отдай стекло». Я посмеивался и пояснял, что доверие коллег надо заслужить. И именно Саша Марков во время сообрания по выдвижению кандидата в депутаты (сам я на нем отсутствовал!) предложил мою кандидатуру: хороший, дескать, парень, прекрасный работник, честный человек… (Смеется.) Потом выяснилось, что Саша просто рассчитывал забрать оргстекло после моего ухода. И таки забрал его! Так что, случайность! Я ведь и членом партии никогда не был!

Кстати, почему?

Мне предлагали, но я отказался… Дело в том, что в свое время, еще будучи в хоре КПИ, я познакомился там с уникальным человеком — Владимиром Чубинским, правнуком Павла Чубинского, автора гимна «Ще не вмерла Украина». Владимир Дмитриевич был человеком огромного таланта и энциклопедических знаний. Диссидент. Часто ночевал у меня дома — прятался от властей. Он открыл глаза мне на многие вещи… К сожалению, впоследствие он был посажен в психушку и покончил жизнь самоубийством… После наших разговоров и дискуссий у меня не было никакого желания вступать в партию.

В 91-м году финансовый ресурс еще не нужен был во время выборов в райраду?

Что вы! Я хоть и не ожидал «оказанного доверия», но как человек серьезный и системный, обошел ВСЕ квартиры!! Тогда это было в диковинку, меня радостно встречали, усаживали пить чай. Между прочим, параллельно со мной в институте Патона выдвинули кандидатом Юрия Костенко. Так мы с ним впервые познакомились. Короче, те выборы я выиграл с большим отрывом. Через год я стал зампредседателя райисполкома. И вот в тот период я почувствовал, что мне катастрофически не хватает правовых знаний. Так я поступил в КГУ на юридический факультет. Причем, со мной поступала группа управленцев, и ректор Скопенко нервничал: «Не могу вас зачислить! У меня тут танкисты, демобилизовавшиеся из армии — им нужнее! А вы через пол года все равно отсеетесь!». Надо сказать, что он был не так уж неправ. Однако, я закончил, и до сих пор благодарен университету: сегодня мне эти знания чрезвычайно помогают!

«ЮЩЕНКО НИКОГДА НЕ ПОЛЕЗЕТ НА БРОНЕВИК С РЕВОЛЮЦИОННЫМИ ВОЗЗВАНИЯМИ»

Вы — член фракции «Наша Украина». Принимаете ли упреки по отношению к фракции и ее лидеру в нечеткости позиции, желании сидеть одновременно на всех стульях.

Не принимаю! Ющенко — уникальный пролитик, который никогда не полезет на броневик с революционными воззваниями, однако он — чрезвычайно продуктивный и конструктивный лидер. Это дорогого стоит. Сегодняшнюю политику, которая ведется от имени государства, Виктор Андреевич назвал «антигуманной и антинародной». Можно ли четче выразить свою политическую и нравственную позицию?! Его команда — это команда профессионалов, способная продуцировать не только лозунги, но и делать конкретные дела. И люди нам доверяют — рейтинги «Нашей Украины» не падают. Потому что всем надоела болтовня.

Согласны ли вы с тем, что сегодня у власти все та же советская номенклатура?

Безусловно! Я вам больше скажу: сегодня ежедневно в ВР мы углубляем и узакониваем эту постсоветскую систему властных взаимоотношений. Иногда хочется кричать: что мы делаем? Зачем мы это принимаем? Нужны другие лидеры, которые способны взять на себя ответственность.

Но правительство во главе с Януковичем заявило о такой готовности…

Не думаю, что человек, никогда до этого не работавший в правительстве, может серьезно претендовать на реализацию таких деклараций. Для этого нужно иметь опыт работы в высших эшелонах власти. Этому нельзя научиться ни в Донецкой, ни в какой-либо другой области…

Вы — последовательный сторонник вступления нашей страны в НАТО. Как вы считаете, нужен ли сегодня наш миротворческий батальон в Ираке?

Я против решения иракской проблемы насильственным путем. Я — против режима Саддама Хусейна, потому что в свое время именно такого толка режимы привели к репрессиям, смертям, голодомору. И, наконец, я против введения наших вооруженных сил в Ирак. Раз мы уничтожили тактическое ядерное оружие, раз мы заняли позицию нейтралитета, — нечего нам там делать!

Ваши друзья — это…

… прежде всего, моя семья. Мы больше 20 лет живем с женой и ни разу серьезно не поссорились! (Смеется.) Такие вещи в наше время, наверное, уже неприлично говорить. Кроме того, у меня сохранились друзья со времен занятий в хоре КПИ. И я до сих пор с огромным удовольствием с ними встречаюсь. Люблю спорт, в частности, большой теннис и горные лыжи, — жаль, что нечасто выпадает время этим заниматься.

Чем будете заниматься в жизни, уйдя из депутатского корпуса?

Мне очень хочется верить, что в ближайшие годы что-то изменится в стране, а, значит, и в работе Парламента. Сегодня многие вещи мы делаем вхолостую. Это обидно. Что касается занятий помимо политики, о многом хотелось бы написать, поделиться накопленным опытом. Так что я всегда найду, чем заняться. Скучать не буду, уж поверьте!


Версія для друку На першу сторінку