>>
Подорожуємо Україною - 40 міст і містечок >>
Персоналії
Подорожуємо Україною

контактна інформація:

01004, м. Київ – 004,
вул. Пушкінська, 28А

© copy 2003 р.
дизайн: Віадук-Телеком
платформа: Lotus Domino


05/31/200504:15 PM

Юрий КОСТЕНКО: «Ни «Народный союз», ни Народная партия нам не соперники»

«Столичные новости», 31 травня 2005 р.

Трудно привыкнуть, что Юрий Костенко и Украинская народная партия (УНП) уже не относятся к «Нашей Украине». Похоже, процесс дистанцирования друг от друга происходит обоюдно и динамично. После того как партия Костенко отказалась влиться в ряды «Народного союза «Наша Украина», на Юрия Ивановича начали искоса смотреть его бывшие партнеры. А недавно и Президент довольно резко прошелся по позиции Украинской народной партии. Самое время говорить о кризисе внутри команды?

— Юрий Иванович, что означают высказывания Виктора Ющенко в адрес вашей партии? Президент так и не понял мотивов, которые заставили вас занять отдельную позицию? Ухудшились ли у вас личные отношения?

— В личном плане я не заметил никакого охлаждения. У нас с Виктором Андреевичем теплые, дружеские отношения, которые сложились уже давно. Да, у нас есть политические расхождения в одном вопросе: каким путем должна идти дальше украинская демократия. Мы всегда подчеркивали важность построения украинского государства с высокоразвитой украинской экономикой, а не обломком сначала российской, а завтра - американской или, например, французской экономики. Мы хотим, чтобы украинские граждане гордились своей страной. Другими словами, УНП является носителем патриотической идеи. Во всех цивилизованных странах национально-демократические или народные партии имеют столетнюю историю и пользуются неизменной популярностью у населения. Конечно, мы идем в русле политики Президента. При этом осознаем, что наше электоральное поле охватывает приблизительно 30—35 процентов избирателей. Однако в украинском обществе есть и другие электоральные настроения, носители которых пока не имеют своей политической силы. О чем я говорю? В Украине достаточно большое количество либералов: людей, которые исповедуют ценности, отличающиеся от национально-демократических. Они выступают за открытость границ, свободное движение товаров, услуг, рабочей силы — то, о чем много говорят в объединенной Европе. Но мы не должны забывать, что во всех развитых странах есть мощные политические силы, отстаивающие права работников, — социал-демократические партии. В Украине таковых нет: СДПУ(о) - это партия работодателей, а не работников. Эта ниша у нас пустует, ее нужно заполнять и развивать. Таким образом, мы поддерживаем стремление Президента к политической структуризации общества, чтобы соревновались не кланы и олигархи, а идеи и идеологии. Возвращаясь к вашему вопросу, я хотел бы объяснить высказывание Президента. Скорее всего, он выразил сожаление по поводу того, что идея создания единой партии воплощается немного не так, как он бы того хотел.

А может, причина в том, что кто-то из президентского окружения воспринимает вас как конкурентов? Ведь если вы сами говорите, что поддерживаете политику Виктора Ющенко, то выходит, что своим самостоятельным участием в выборах вы будете оттягивать от него голоса. А если вас перестанут ассоциировать с Президентом, нет ли опасности проиграть выборы?

— Мы не проиграем выборы, кто бы что ни говорил. Есть определенные моменты, которые всегда влияют на симпатии избирателей. УНП — одна из самых крупных идеологических партий в Украине. Кроме того, деятельность партии заметна и прозрачна: люди видят, что мы делаем. Мы приходим к избирателям не за три месяца до даты голосования с мешком гречки, а сразу же после выборов с вопросом: чего вам больше всего не хватает? Мы ввели своеобразное ноу-хау: дни партии в регионах, в рамках которых постоянно проводим социальные и культурные акции. Люди знают нас и поддерживают, поэтому за результаты выборов я спокоен. Мы преодолеем и три, и пять, и больше процентов. Вопрос в другом: как обеспечить влияние идеологии, которую исповедует УНП, на государственную политику в стране? Для этого нужно гораздо больше, чем три процента. Поэтому мы работаем не только на то, чтобы минимальными силами пройти в парламент следующего созыва, но и боремся за свое будущее влияние на государственную политику в стране. Нам важно, чтобы она повернулась в сторону защиты национальных интересов, чего не было за все годы независимости.

— Как вы думаете, должность вице-спикера ВР помогла бы вам усилить свое влияние на государственные процессы в стране?

— Этот вопрос уже никого не волнует. В том числе и меня как одного из претендентов на эту должность. Сегодняшний политический климат в Верховной Раде не способствует нормальной работе. Поэтому я смотрю на эту «вице-спикериаду» исключительно сквозь призму того, что еще можно сделать полезного в работе парламента, а не с точки зрения — как бы побыстрее занять ту или иную должность. Мне все равно, откуда смотреть на своих коллег-депутатов: из президиума или со своего нынешнего рабочего места.

— От чего зависит избрание вице-спикера? Никак не можете договориться? Или постоянно возникают какие-то более важные дела?

— Ну, давайте возьмем четверг, 19 мая, на который было запланировано рассмотрение этого вопроса. Трибуна Верховной Рады была заблокирована в связи с требованиями оппозиционных фракций по поводу Ризака и Колесникова. Естественно, в таких условиях депутатам было не до решения кадровых вопросов: им важно было решить свои политические проблемы. Кроме того, есть еще один момент. Как вы знаете, на место вице-спикера претендуют три кандидатуры, и пока ни одна из политических сил не определилась, кого из троих будут поддерживать. В частности, меня очень удивляет позиция наших коллег по коалиции «Сила народа» - фракции «Наша Украина». Несмотря на то что обсуждение этого вопроса проходит уже очень долго, окончательного решения, по словам председателя фракции, нет. Вот вам и основные причины, по которым этот вопрос затягивается: с одной стороны, политическое противостояние в парламенте, с другой - неопределенная позиция наших партнеров. А кому интересно избираться «просто так», занимая должность ради должности? Нам, очевидно, нужно честно признаться: Верховная Рада не способна пополнить свои вакантные места. Ведь речь идет не только о должности вице-спикера. А пять комитетов?! Ведь заполнить вакансии в комитетах, на мой взгляд, куда важнее, чем укомплектовать президиум. Главы комитетов - это «рабочие лошадки», и если их нет, то можно с уверенностью говорить, что комитеты работают вполсилы. Поэтому я еще раз хочу подчеркнуть: ситуация с вице-спикером может подождать, а вот замещение вакансий председателей комитетов - вопрос неотложный.

— Вас удивляет, возможно, возмущает позиция ваших коллег из «Нашей Украины»? Или их поведение вполне предсказуемо?

— И не удивляет, и, тем более, не возмущает. 16 лет политического опыта - огромная веха. Мы все уже привыкли к «кидкам» в политике. Другой вопрос, что мы, как политические партнеры, которые, во-первых, вместе работали на победу Виктора Ющенко, а во-вторых, должны показывать избирателям, что с победой Ющенко их жизнь станет лучше. Поэтому нам ни в коем случае нельзя ссориться! Наоборот: только сотрудничать! В этом контексте затягивать вопрос вице-спикера всякими политическими противостояниями с «Нашей Украиной» - это не просто недальновидность, но и свидетельство того, что многие руководители «НУ» не умеют ценить то, что сделано вместе. Ведь не секрет, что именно из фракции «Наша Украина» впервые прозвучала моя фамилия в качестве претендента на пост заместителя председателя ВР. С тех пор в политическом плане ничего не изменилось: УНП не меняла ни политической окраски, ни курса. Мы всегда были партией, которая поддерживала Виктора Ющенко, и не отклонились от этого курса ни на йоту. Я считаю, своими действиями УНП делает очень многое для реализации предвыборных обещаний Президента.

— Можно ли предположить, что вопросы замещения вакансий не будут рассмотрены ни на этой парламентской сессии, ни, возможно, до конца нынешнего созыва?

— Знаете, я давно сказал, что вероятность решения этих проблем на нынешней сессии невероятно мала. Вспомните отчет мандатной комиссии: есть еще масса депутатов, которые перешли на работу в исполнительную власть, не сложили с себя депутатских полномочий. Прежде всего речь идет о руководителе бюджетного комитета - ключевого в Верховной Раде. Все это свидетельствует о том, что тот кризис, который был сформирован во время президентских выборов, никак не может разрешиться.

— Вы уже сняли все конфликтные ситуации с Народной партией Владимира Литвина? Ведь они тоже позиционируют себя как аналог европейских народных партий. Не расцениваете ли вы их в качестве основных соперников на выборах?

— Нет, мы не видим в качестве главных соперников ни Народную партию Литвина, ни «Народный союз «Наша Украина». Я уже говорил: если взять электоральное поле, то есть симпатии избирателей, за сто процентов, наш сегмент - это 30—35 процентов людей, которые убеждены, что патриотическая украинская сила решит все проблемы. Но ведь остаются еще 70 процентов для сторонников иных настроений! Поэтому каждой партии - как провластной, так и оппозиционной - есть где работать. Вопрос в другом: низкий уровень политической культуры и структурированности в обществе пока не позволяют соревноваться идеологиям и программам. Политическая борьба проходит через использование административного ресурса, фальсификации, привлечение теневых средств на избирательные кампании и так далее. Если бы мы были демократическим государством, нам бы не было тесно: социал-демократам, либералам, национал-демократам и так далее. А пока, действительно, некоторые наши союзники по коалиции «Сила народа» рассматривают нас как потенциальных соперников. И, наверное, именно с их стороны будет наибольшее количество препятствий во время избирательной кампании. Мы уже ощущаем административное давление со стороны «Народного союза» на членов нашей партии. Их вынуждают - либо обещаниями, либо давлением, - перейти из УНП в «Народный союз». Однако, несмотря на все эти проблемы, уверен, что именно наша национальная идеология на выборах 2006 года будет наиболее востребована. Ошибки правительства, которые несколько расшатали украинскую экономику, вследствие чего пострадал малый бизнес, разочаровали многих предпринимателей. Именно они обратили внимание на последовательную и четкую позицию УНП в плане экономического развития. Это еще один сигнал, что эти категории людей - потенциальные сторонники Украинской народной партии. И последнее: сегодня большинство в Европарламенте представлено правоцентристскими политическими силами. А это свидетельствует о том, что политика здорового протекционизма национальных экономических интересов является главным приоритетом. И УНП, исповедуя именно эту идеологию, уверенно смотрит в политическое будущее.

Виктория ЧИРВА


Версія для друку На першу сторінку