02/23/2004
Европейские и украинские правые: сходство и различие
17 февраля в редакции еженедельника «Понедельник» прошел очередной круглый стол, в котором приняли участие политики, представляющие правый и правоцентристский партийный спектр. Роль ведущего взял на себя главный редактор еженедельника Дмитрий ДЖАНГИРОВ.
Дмитрий ДЖАНГИРОВ. Тема этого круглого стола возникла у меня при просмотре недавнего выпуска «Евроньюс». Представитель французских правых на съезде Европейской Народной партии (ЕНП) Жана-Луи Бурпланже рассказал о том, насколько разнятся европейские народные партии в разных странах. Так, итальянский премьер Берлускони критиковал введение евро, хотя именно правые всегда выступали за единую европейскую валюту, разделились мнения европравых и относительно вхождения Турции в Евросоюз Что же касается стран «новой волны» расширения ЕС, то г-н Бурпланже задается вопросом, действительно ли они правые, христианские ли они демократы или что-то другое?
Украина — это уже следующая волна (если таковая будет), и ее правые партии, по-видимому, будут еще больше отличаться от партий «старой Европы».
Можем ли мы сегодня дать общее обозначение правой партии, под которое подходили бы и европейские, и украинские партии?
Максим СТРИХА, руководитель научных программ Института открытой политики (УРП «Собор»). Хотел бы для начала напомнить один сюжет. Году в 91-м «правыми» у нас называли коммунистов, а «левыми», соответственно, тогдашних демократов. Это подчеркивает относительность любых определений.
Могу сказать, что в общеевропейском контексте обсуждать эту проблему непросто, легче сравнивать с соседями. Например, с Польшей. Там «классические» для польских политологов правые партии с европейскими правыми слабо коррелировали. Поэтому даже в Польше понятие «правых» вышло очень размытым, хотя мы видим стремление прийти к европейским критериям.
На Украине ситуация еще сложнее. Так как все у нас определяли правых именно по отношению к векторам «европейская ориентация — евразийская ориентация», «национальные ценности — наднациональные ценности», то одни ценности означали левизну, другие — правизну, и это, в целом, соотносилось с экономической программой.
Впрочем, экономические программы в дихотомии «левые — правые» вообще не брались во внимание, и все, что еще недавно в них писалось (да и сейчас — в значительной мере), слабо коррелирует даже с позицией представителей этих партий, не говоря уже о предпочтениях электората этих партий.
Отсюда, сама заданная тема является, скорее, попыткой поговорить о том, во-первых, есть ли шанс построить на Украине политический проект, который соединял бы элементы европейской правизны, и, во-вторых, что делать украинским правым, которые сегодня являются оппозицией? И не требует ли эта оппозиция особого переформатирования, если она и дальше хочет на что-то влиять?
Еще одна интересная и дразнящая тема в этом вопросе: возможен ли на Украине правый «неукраинский» проект?
Дмитрий ДЖАНГИРОВ. Вы, похоже, переформатировали тему нашего круглого стола, теперь она звучит так: национальные особенности политического спектра в его правой части.
Максим СТРИХА. Мне кажется, это продуктивнее, чем сравнивать украинскую республиканскую партию «Собор», скажем, с консервативной партией Великобритании. Можно набрать какую-то серию отличий и сходств, но вряд ли в этом будет смысл.
Дмитрий ДЖАНГИРОВ. Когда мы говорим про схожесть и отличия, то понимаем, что отличия, и существенные, имеются. Но ведь большинство украинских правых партий определили себе политических партнеров в правом спектре «старой» Европы.
Юрий КЛЮЧКОВСКИЙ, народный депутат Украины («Наша Украина», НРУ). Дискуссия тогда продуктивна, когда определены термины, которыми мы оперируем. Мне кажется, что сама постановка вопроса требует уточнения терминологии. Когда мы говорим «правые», кого мы имеем в виду? Фашистов? Консерваторов? Христианских демократов? Либералов? Они все правые, но в разном смысле. Поэтому, мне кажется, что нужно отталкиваться не от отношения к Европе, не от конкретной позиции «оппозиция или власть», не от связей с конкретными партиями на Западе. А все-таки искать ту основу, которая дает возможность политической классификации некоторых партий, а другие признать «не поддающимися классификации». Это проблема идеологии, идеологической базы партии как политического мировоззрения, как той политической системы ценностей, от которой партия отталкивается и на которой системно строит свою политику, не реагируя на внешние раздражители, а руководствуясь внутренней логикой.
Если мы будем говорить с этой точки зрения, то стоит вспомнить пять классических идеологий от фашизма до коммунизма, справа налево. И потому в нашем контексте нужно говорить не про правых, которыми в нашем понимании всегда будут фашисты, а про правоцентристские идеологии и партии.
В качестве иллюстрации я приведу выдержку из программы Австрийской Народной партии, которая входит в ЕНП. Уже в самом начале этого документа здесь указано, что «мы являемся христианскими демократами», и далее — «как народная партия мы базируемся на позиции политического центра».
Мне кажется, что это является характерным признаком и тех партий, которые я хотел бы сегодня обсудить, и к которым, в том числе, я отношу «Народный рух Украины» Это, собственно, правоцентристские партии, а не правые.
Дмитрий ДЖАНГИРОВ. В нашем еженедельнике мы употребляем «правые» — для всего спектра, от либералов до консерваторов включительно.
Юрий КЛЮЧКОВСКИЙ. Поймите, если брать пять классических идеологий: фашизм, консерватизм, либерализм, социал-демократия и коммунизм, то либералы являются «чистыми» центристами. Правый центр — консерваторы, левый центр — социал-демократы и две экстремистские партии — коммунисты и фашисты.
Дмитрий ДЖАНГИРОВ. Давайте в качестве эксперта выслушаем г-на Костенко, который является «живым» представителем группы Европейской народной партии в ПАСЕ. По какому критерию вы вступали в эту группу, и по каким критериям вас туда взяли?
Юрий КОСТЕНКО, народный депутат Украины («Наша Украина», лидер Украинской народной партии). Сначала я был в группе европейских демократов (ЕД), туда попал по рекомендации Романа Зварича. Он рекомендовал мне эту группу потому, что она базируется на деятельности консервативной партии Великобритании и многих других европейских партий, которые называются национал-демократическими.
Я проработал там почти два года. И когда в ПАСЕ шли дискуссии относительно того или иного вопроса, я отметил, что позиции Европейских демократов отличаются от позиций Европейской народной партии. ЕНП четко стояла на позициях антикоммунизма и противостояния левым. Для них это — главная идеологическая направленность. Вкупе с позицией защиты национальных приоритетов.
Так постепенно я понял, что вопреки формальной схожести, ЕД и ЕНП — это правоцентристы, тем не менее, между ними имеются существенные различия.
А непосредственно я подал заявку на вступление, когда Украинский народный рух изменил название на УНП, и мы выбрали приоритетным направлением евроинтеграцию, в том числе и политическую.
Вступить в ЕНП было не так просто, как в ЕД. У меня был своего рода испытательный срок, по линии их секретариата очень долго и тщательно выясняли — почему я сменил политическую группу. И, несмотря на то, что каждая политическая группа в ПАСЕ заинтересована в увеличении своих рядов, шли дискуссии о том, почему г-н Костенко вдруг перешел от ЕД? Я объяснял им свою позицию, объяснял необходимость такого перехода. И после детального выяснения всех этих аспектов стал полноправным членом этой группы. И при рассмотрении вопросов в ПАСЕ группой ЕНП я еще раз убедился, что она занимает очень схожую позицию с той, которой придерживаемся мы — УНП.
Дмитрий ДЖАНГИРОВ. Г-н Павленко, вы тоже представитель правой партии?
Юрий ПАВЛЕНКО, народный депутат Украины («Наша Украина», лидер Молодежной партии.) Возможно, что и нет, Она больше молодежная, больше либеральная, нежели правая.
Дмитрий ДЖАНГИРОВ. Всегда когда я слышу «корпоративные» названия партий, типа «молодежная», «женская», «вкладчиков», «преподавателей» и .тп., мне представляется, что это — левые партии, ибо они защищают какие то свои коллективные права. Вам не кажется, что само название «Молодежная партия» говорит о преобладании «возрастного коллективизма»?
Юрий ПАВЛЕНКО. Я не утверждаю, что мы правые, но если исходить из таких критериев как европейский выбор, национальные ценности, национальные приоритеты, то, очевидно, тогда мы попадаем под критерии правой партии потому, что все эти вещи являются для нас приоритетными.
Более того, первый лозунг Молодежной партии — корпоративная демократия. Т. е. согласование корпоративных интересов различных групп, действующих внутри страны, ради корпоративных интересов Украины как государства на мировом рынке.
Если говорить вообще про правые партии в Европе и Украине, то к власти в большинстве стран как в национальных, так и в региональных парламентах приходят как раз правоцентристские партии.
В первую очередь, возможно, это связано с тем, что левые не смогли решить социальные и экономические проблемы, которые поставил перед ними год в связи с созданием Евросоюза. Поэтому наибольшим доверием сейчас пользуются те партии, которые являются правоцентристскими. Причем началось четкое распределение между правоцентристскими и националистическими фашистскими партиями.
Что касается Украины, когда 12 лет тому назад начался процесс образования политических партий, то правые были первыми, они, практически, начали построение политической системы на Украине. Но, к сожалению, до сих пор мы не дошли до полноценного построения партийной или политической системы, которая была бы открыта, доступна и понятна обществу. Более того, правые партии до сих пор не имеют явно выраженного слоя населения, который бы их поддерживал, и на который они бы ориентировались.
Это возможно, не столько организационная проблема самих партий, сколько отсутствие на Украине сформированного среднего класса, который четко понимает свои интересы, который знает, чего он хочет, знает, как он это будет делать. И, главное — готов инвестировать средства в политические силы, которые представляли и отстаивали бы его интересы.
Все еще существует огромное поле для работы и развития правоцентристских партий на Украине, четкого оформления их идеологий, ибо само государство очень динамично изменяется с одной стороны, а с другой — если мы возьмем тот же европейский опыт, то разница в политическом центре между социал-демократами и национал-демократами достаточно стерта. И часто национал-демократы выходят к избирателям с социальными лозунгами, а социал-демократы — с национальными.
Еще одно важное обстоятельство. В нашем обществе очень сложно создать политическую партию на каких-то определенных идеологических основах И хотя у нас трудно вести речь о «классических» правых и левых, все же, состоянием на 1998 год политологи отмечали, что на Украине есть 13 партий национального и националистического направления, получившие в отечественной политологии классификацию «правых» (НРУ, УРП, КУН, ВДПУ, УНА, ДемПУ, ПРП, и др ) А также множество общественных организаций, взгляды которых склоняются к программам этих партий (за независимость страны, частную собственность, ориентацию на Европу, консервативные ценности).
Уже 1999 год, год выборов Президента Украины, внес очевидные коррективы одновременно с многочисленными расколами партий (два Руха, две ДемПУ и тп) появился еще один критерий оценки партии — ее отношение к Президенту.
2000 год внес еще один элемент в среду правых партий — «фактор Ющенко». Фактически в его блоке собраны основные правые партии и организации. Однако однозначно назвать блок. «Наша Украина» правым было бы некорректно.
На сегодня «НУ» выступает с правоцентристских позиций, однако старается позиционировать себя как «политическая сила всех и для всех». В этом есть как позитив, так и негатив. Во-первых, «НУ» не формирует стойкую идеологически сориентированную среду. Во-вторых, позиционирование в качестве народной оппозиции к власти позволяет «НУ» получить поддержку широких масс, протестного электората, чего рафинированной правой силе не достичь.
«Фактор Ющенко» внес еще одну характерную черту — постепенный уход в прошлое традиционной национал-демократической риторики (а-ля Рух 90-х). Теперь правые силы — это не узкий слой национал-демократов, а политическая сила с прагматичной экономической и политической программами.
Дмитрий ДЖАНГИРОВ. Из того, что здесь было сказано относительно правых и левых партий, я пока не услышал следующего момента. Одна из распространенных точек зрения гласит: левые отличаются от правых доминированием коллективистских ценностей над индивидуальными. Те правые, или правоцентристы, либералы или консерваторы, что исповедуют приоритет индивидуальных ценностей над коллективистскими, а левые — социал-демократы и социалисты, стоят на коллективистских позициях.
Максим СТРИХА. Я думаю, что здесь нельзя абсолютизировать. В большей мере индивидуалистами являются либералы, которые заодно признают право каждого гражданина вмешиваться (или не вмешиваться) в государственную жизнь. Я состою в Республиканской партии «Собор», которая задумывалась как правая приближенная к националистам в том смысле, как понимал национализм Мирослав Грок, предполагая возможность соединения его с либерализмом.
Но идеология республиканизма состоит не только в праве гражданина принимать участие в управлении государством, но и в обязанности его принимать участие в этом управлении. Итак, некоторый элемент коллективизма тут есть, и он не перечеркивает «правизны», кстати, и не только на Украине.
Александр МОСИЮК, председатель аналитического совета УНП. Я хотел бы акцентировать внимание на том, что для классической правой идеологии на Украине сегодня нет электоральной базы — 2/3 граждан Украины живут за чертой бедности. Поэтому я бы рассматривал партии в политическом спектре в двух плоскостях, первая — культурно-историческая шкала и вторая — экономическая. По культурно-исторической шкале, действительно, те партии, о которых мы сегодня говорим, относятся где-то к правому центру.
Что же касается экономической шкалы, то тут проблема намного сложнее, так как в нашей стране на данном этапе правая экономическая идеология будет абсолютно непопулярной. В этом смысле украинские партии, которые позиционируются политологами как правые, таковыми не являются. Они намного ближе к социал-демократическим взглядам, поскольку в ВР выступают и голосуют за увеличение доли ВВП, распределяемой через бюджет, активно выступают за усиление социальной защиты, что абсолютно не характерно для европейских правых партий. Те, наоборот, — выступают за минимальные налоги и за то, чтобы граждане самостоятельно защищались от рыночной стихии; в этих странах существуют экономические условия именно для такой идеологии.
В этом отношении есть такое существенное отличие между украинскими правыми или правоцентристами и европейскими.
Хотел бы обратить внимание на то, что часто часть наших политологов, которые говорят про правые партии, иногда используют этот термин как определенную политическую технологию, чтобы минимизировать поддержку избирателями этих партий. Украинская народная партия сознательно пошла на то, чтобы в своей программе не позиционировать себя как правая или правоцентристская партия. Потому что мы понимаем, что электорат несколько иначе воспринимает политические партии, нежели политологи.
Главное для наших избирателей — защита их прав, социальных прав — в первую очередь. И партия, которая не акцентирует на этом внимание в своей программе, а проповедует рыночную стихию — не будет иметь никакой поддержки.
Максим СТРИХА. Я бы поспорил относительно отсутствия электората у правых партий. У правых «экономических», возможно — да. Но если говорить про ту историко-культурную ось, то все социологические исследования показывают, что есть немалый сектор электората, от 15 до 2 5%.
И тут часто перед партиями возникает дилемма: на этом электорате тоже можно быть популистами или же пробовать играть на какие-то стратегические цели. Скажем, перед УРП «Собор», перед всеми партиями в этом году стояла дилемма поддаться общей антипольской истерии, которая начала раздуваться в национальной среде, или пытаться занять более взвешенную позицию. Я горжусь тем, что наша партия была единственной в национал-демократическом спектре, которая приняла решение своим центральным органом, и наша депутатская группа проголосовала за предложенную Декларацию.
Думаю, что в среде украинских правых также стоит сложный вопрос — эксплуатировать ли остатки такого хорошего, но уж слишком повернутого в прошлое патриотизма, или пытаться выстраивать действительно европейскую политическую модель.
Юрий КЛЮЧКОВСКИЙ. Личность или корпорация, правые или левые, коллективистское или индивидуальное — что преобладает? Есть в литературе и публицистике такой соблазн: противопоставлять эти две вещи и соединять с дихотомией «левые-правые». Мне кажется, что тут есть определенная историческая основа, скажем, противопоставление коллективистского и личностного базируется на давней идеологической разнице между христианской Европой, где человек — это ценность, и азиатской деспотией, где человек всегда был винтиком и способом для реализации определенных ценностей власти, элиты.
Если мы посмотрим на аспект партий, то увидим, что не только для левых характерны коллективистские устремления. Вопрос, скорее, в том — какие коллективы, и по каким критериям? Последовательно индивидуалистическими являются только партии либерального направления. Интересно было бы объяснить, почему не только в наших конкретных социально-экономических, переходных, постсоветских условиях, но и в богатой Европе «чисто» либеральные партии всегда являются более слабым партнером или правоцентристской или левоцентристской партии. В Германии, например, Свободные Демократы всегда «цепляются» или к Христианским демократам, или к Социал-демократам, помогая им создать коалицию. И это очень типично.
Мне кажется, что некоторый перекос в сторону индивидуализма, собственно, им вредит. Противоположные тенденции — чисто коллективистские — демонстрируются, снова-таки на противоположных флангах спектра политических партий. Коллективистами являются не только коммунисты, которые базируются на классовых ценностях, но коллективистами были и фашисты. Если анализировать сегодняшние партии по этому критерию, то нам нужно смотреть на 4 показателя: идеология, социальная база, конкретная политика действия партии и риторика. В нашей дискуссии мы начали перемешивать эти показатели. Социальная, электоральная база должна быть соединением двух вещей: общих положений партий и конкретных условий, в которых партия действует. Именно они позволяют судить о самой партии. Снова-таки, сошлюсь на классику — Австрийскую народную партию Их экономический лозунг – «эко-социальная рыночная экономика». Это либерализм? Консерватизм? Социал-демократия? Да тут даже зеленый подход замешан. То есть это интегрирующий подход, который выбирает то, что сегодня актуально для политики, для конкретной ситуации.
Что касается социальной базы. По каким критериям ее определять? По классовому подходу? Это марксизм этот подход давно показал свою неадекватность. По региональному подходу? Он противоречит единству государства и формированию политической нации. По корпоративному подходу? А что делать с теми, кто не попадает в определенные корпорации? Выкидывать их из политической жизни, их интересы ущемлять? Поэтому Народный рух Украины пришел к выводу, что мы должны определять социальную базу как «весь украинский народ». И я не вижу смысла в разговоре об отсутствии электоральной базы для правых партий. Она всегда есть, потому что есть идеология, которая может быть использована в этих условиях и может найти своих приверженцев.
Юрий КОСТЕНКО. Что касается экономической политики, то на сегодняшний день трудно найти отличия между экономической политикой правоцентристов и левоцентристов. Здесь не стоит искать разницу, потому что есть общий принцип — социально ориентированная рыночная экономика и, исходя из этого принципа, партии независимо от своей идеологической ориентации строят свои экономические программы.
Что касается тезиса, почему все-таки правоцентристские партии в Европе набирают все больше веса в плане влияния не все процессы европейской политики. Дело в том, что сегодняшняя политика интеграции в единую Европу угрожает потерей национальной идентичности — это самозащита любого народа, любой нации относительно того, чтобы во время интеграционных процессов они оставались испанцами, французами, немцами и т. д. Имея опыт в европейской политике, я чувствую, что у них есть стремление своей политикой защищать именно национальную идентичность в интеграционных процессах.
Второе — это проблемы миграции, которые породили столько конкретных проблем, что тезисы национальных демократов или правоцентристских партий становятся очень притягательными. Они в первую очередь акцентируют внимание на национальных приоритетах в деятельности любого правительства.
Но я хотел бы вернуться к теме круглого стола. Формально позиции украинских правоцентристов во многом совпадают с европейскими. Но в чем состоит базовое отличие? В том, что большинство партий, которые сегодня называют себя демократическими национал-демократическими, либерально-демократическими или даже коммунистическими, которые тоже называют себя демократами, вышли из старой политической системы, в том числе и из старой партийной системы. Поэтому, проанализировав уставы партий, мы увидели, что так называемый принцип демократического централизма присутствует у большинства партий, которые на Украине именуют себя демократическими. А это совершенно отличается от того, на чем строят свою деятельность политические партии в Европе, независимо от того, называются ли они право- или левоцентристскими. Потому что там действует принцип передачи своих полномочий снизу-вверх, т. е. всю полноту власти имеют низовые партийные структуры, и они только делегируют часть свои полномочий на высший уровень для эффективной деятельности.
Принцип принятия решений — прозрачность, понятные процедуры партийных дискуссий, обсуждение и принятие окончательного решения.
И последний принцип — избрание всех органов партии — абсолютно демократическая система, процедура тайного голосования, а сейчас переходят к процедуре избрания руководителя партии всеми членами партии.
В этом смысле мы очень далеки от европейской демократии. Украинским партиям очень много нужно работать над своей внутренней демократией, партийной, прежде чем говорить, что они построят демократию в этой стране.
Олег ПОКАЛЬЧУК, научный сотрудник Института социальной и политической психологии. Есть консервативные правые партии, есть действительно правые и ультраправые и есть радикалы. В этом контексте и оцениваются действия тех или других политических сил на Западе.
Хотел бы привести в пример исследования семилетней давности — «Доклад Келвера» по исследованию правого радикализма Швейцарии. Когда анализировались ультраправые силы в такой благополучной стране, действительно, оказалось, что, количество членов ультраправых организаций — чуть больше тысячи, а сочувствующих им - 20—25% населения. Психологи говорят, что достаточно 10% присутствия другого этноса в каком-то регионе компактного проживания для того, чтобы, в принципе, была готова почва для возникновения конфликта.
По этому поводу я сказал бы, что и в Западной Европе, и на Украине есть серьезные тенденции для радикализации как по этническим признакам, так и по радикальным признакам. Потому что характер экстремизма легче абсорбирует правую терминологию – она более разработана как таковая.
Я хотел бы сказать, что существует перекос этой дискуссии в сторону политкорректного разговора в названиях и определениях. Поэтому я бы выступил с достаточно левой точки зрения – думаю, что будет смысл говорить на Украине про правое крыло тогда, когда сформируется действительно сильный левый фланг, который будет говорить про интернационализм те базовые вещи «левизны»«, от которых можно будет «отстраивать» свою противоположность. Или когда сформируется, не дождавшись, скажем, ни от левых, ни от правых, потому, что все пытаются назваться центристами, радикальное крыло. Которое, к сожалению, может начать с действия, а не с выбора идеологии.
Материал к публикации подготовили Алла ШЕВЧЕНКО и Ольга ГРИЦАИ
“Понедельник”, 23 лютого 2004 р.
|