07/27/2005
Валерий АСАДЧЕВ: “Судьба бюджета-2005 зависит от приватизации”

«Вечерние вести», 27 липня 2005 р.

Что такое госбюджет для простого человека? Прежде всего, зарплаты, пенсии, льготы и социальные пособия. Люди не хотят вникать в сложные экономические расчеты, многих волнует лишь вопрос: «Хватит ли денег на выплаты лично мне?» О том, как сегодня выполняется бюджет 2005 г., корреспондент «ВВ» беседует с первым заместителем главы парламентского Комитета по вопросам бюджета, народным депутатом Валерием АСАДЧЕВЫМ.

- Если взять доходную часть бюджета, не касаясь приватизации, то пока он выполняется сносно, — поясняет Валерий Михайлович. — Но бюджетный план составлен таким образом, что большая часть доходов и расходов запланированы на IV квартал. Посмотрим, с какой динамикой мы подойдем к концу года.

Пока доход составляет 39 млрд. грн. (при запланированных около 81 млрд.). Очень сложная ситуация с приватизацией, от которой мы рассчитывали получить около 8 млрд грн. Они должны пойти на покрытие текущих расходов, финансирование социальных программ. Пока же в бюджет не поступило и миллиарда.

-- С чем это связано?

- Была провозглашена так называемая политика реприватизации, не дающая бюджету никаких плюсов. И хотя еще практически не было ничего реприватизировано, создался не совсем здоровый инвестиционный климат. А приватизация затормозилась. Сейчас правительство пытается раскрутить маховик в сторону приватизационных процессов, но это сделать непросто, поскольку есть определенные процедуры, предписанные законом правила, тендеры, на которые нужно время.

Расходная часть госбюджета выполняется далеко не лучшим образом. Практически все поступающие доходы идут только на выплату текущих социальных платежей: зарплаты, субвенции Пенсионному фонду, трансферты на выплату пенсий и т.д. Очень многие программы профинансированы на минимальную сумму. К примеру, за первое полугодие на «оборону» из запланированных 5 млрд. грн. выделено 1,5 млрд., на «медикаменты, перевязочные материалы» из 1,5 млрд. грн. — 385 млн.

Тревожная ситуация сложилась с местными бюджетами. Мы получаем все больше и больше информации о том, что в регионах начинаются серьезные проблемы с выплатой социальных платежей, особенно заработной платы. Госбюджет так спланирован, что на социальные расходы идет где-то более 80%. А в некоторых местных бюджетах — и более 90%, иногда зашкаливает и за 100%. По сути, они существуют не как бюджеты, а как кассы по выплате зарплаты.

Более того, с сентября-октября начнутся новые повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, что еще более более усугубит проблемы в местных бюджетах.

-- Минимальная заработная плата снова вырастет?

- После того как правительство Януковича осенью прошлого года резко повысило пенсии, получилось, что выплаты стали больше, чем поступления в Пенсионный фонд. Зарплата не поспевала за пенсией. Произошла деформация всей экономической системы. Выровнять ее можно при условии, что зарплата будет увеличиваться опережающими темпами. Поэтому в бюджете этого года предусмотрено постепенное поднятие минимального уровня зарплаты и межтарифных соотношений, на что предусмотрено почти 1,5 млрд. грн.

- Недавно были увеличены сборы с операторов мобильной связи. Какие еще налоги могли бы принести дополнительные доходы в бюджет?

- На мой взгляд, реальные поступления в бюджет могут произойти как раз от обратной операции — от уменьшения налогового бремени. Но для этого надо провести комплексную налоговую реформу. Четко определиться, в чем отечественная система налогообложения не соответствует системам цивилизованных стран, к которым привык большой, легальный бизнес. Главный момент — так называемый налог на фонд заработной платы, которого нет в других странах, поскольку там существует персонифицированная система пенсионного накопления, работают разнообразные формы добровольного пенсионного страхования, кредитования и т.п.

- Насколько мне известно, во многих государствах тоже есть обязательное пенсионное страхование, на которое человек перечисляет определенную часть свой зарплаты…

- Безусловно, но оно носит персонифицированный характер. Каждый работающий в обязательном порядке отчисляет со своей зарплаты некую сумму на свой пенсионный счет. Это позволяет избежать многих проблем, постоянно возникающие у нас. К примеру, когда пожилой человек возмущается: «Почему я получаю меньше соседа, ведь я работал дольше?»

При солидарной пенсионной системе людей мерили не реальными доходами, которые были у человека, а каким-то другими мерилами. Эта проблема существует и сейчас: прежняя система фактически сохранилась, несмотря на принятие нового закона. К сожалению, пока разработка стратегий перехода на персонифицированные системы отодвинута до 2007 г.

Сегодня 32% от фонда заработной платы идет на «пенсионку». Приплюсовав отчисления в другие социальные фонды (социального страхования, на случай безработицы, временной потери трудоспособности и пр.), в сумме получим около 39%. Это — колоссальный груз.

- Что можно изменить в обозримом будущем?

- Необходимо стратегически выстроить систему уменьшения налогообложения фонда заработной платы. Мы должны сказать, что с такого-то времени начинаем резко уменьшать отчисления. К примеру, сегодня 32%, через год — 30%, потом — 25%… Тогда мы сможем защитить квалифицированный труд и постепенно снизить нагрузку на субъект хозяйствования.

- Налоговая администрация инициирует введение налога на недвижимость. Граждане опасаются, что он станет для них непосильным бременем, а у тех, кто не станет его платить, отберут жилье.

- Для собственников квартир этот налог заменит так называемую квартплату, они не почувствуют кардинальных перемен. Ведь сейчас совершенно непонятно, за что платит владелец приватизированной квартиры. Он больше не нанимает жилье у государства, а оплата остается прежней!

Хорошо работает налог на недвижимость также в части использования свободных площадей. То, что человек имеет 6 квартир — не проблема. Важно, чтобы они не стояли пустые. В покупку зачастую вкладываются теневые деньги, дабы они не обесценились. После введения налога на недвижимость, ситуация выглядит следующим образом. Если вы не сдаете пустующую квартиру в аренду, то сами платите налог за нее. Это накладно, и хозяин жилья вынужден искать арендатора. Если в Киеве ввести такой налог, на рынок было бы выброшено огромное количество комфортных свободных квартир. Тогда и цены на аренду снизятся. Отсутствие налога приводит к тому, что социальные проблемы простых людей не уменьшаются, несмотря на бурное строительство нового жилья.

Другое дело, что вводить этот налог следует по минимальным расценкам, на первых порах не возлагать на него бюджетонаполняющую функцию. Он устанавливается на определенный срок, менять его каждый год нельзя.

- Валерий Михайлович, хотя известно, что большая составляющая бюджета столицы — строительство, многих киевлян волнуют проблемы интенсивного возведения новых зданий. Люди блокируют строительные площадки, живыми цепочками перегораживают улицы. «ВВ» недавно писали о конфликтной ситуации вокруг строительства дома в Святошинском районе столицы, на Чернобыльской улице. Вы поддержали позицию своих избирателей?

- Что касается ситуации, о которой вы говорите, то конфликт между жильцами и застройщиками длится уже 1,5 года. Проблема в том, что компания «Экобуд» запланировала строительство многоэтажки в очень тесном пространстве двора, между жилыми домами и школой. Естественно, жители не хотят лишаться свободного пространства, где можно погулять с детьми. Я занял принципиальную позицию, поддержал избирателей, поскольку считаю, что там строить нельзя.

Когда вопрос рассматривался специальной городской комиссией, я выступил с предложением перенести строительство в другое место. Рядом есть улица Прилужная, она фактически не застроена. Почему бы новым домом, у которого по проекту очень красивый фасад, не украсить эту улицу?

Конечно, я «за» жилищное строительство, но, если непосредственно затрагиваются интересы других людей, то следует учитывать их мнение и искать разумный баланс интересов.


Матеріали сайту Української Народної Партії