«Экономические известия», 11 березня 2005
21 марта правительство Юлии Тимошенко планирует направить в Верховную Раду проект изменений в госбюдже-2004. Правительство обещает радикально увеличить пенсии и зарплаты. Сама г-жа Тимошенко рассчитывает на поддержку всех фракций парламента.
Зампред бюджетного комитета ВР, член политсовета УНП Валерий Асадчев накануне рассказал «ЭИ» о перспективах и рисках бюджетной политики в текущем году и призвал правительство не увлекаться увеличением социальных выплат трудящимся.
–Как прошли первые два месяца работы новой власти для экономки?
–С точки зрения доходов бюджета, то ситуация обнадеживающая. За январь-февраль есть небольшое перевыполнение. Это, как минимум, не огорчает. Но проблем очень много. В частности таможенные. При «старом режиме» были протоптаны какие-то криминальные дорожки, бизнес привык по ним ходить, никто не мешал, и привыкать платить налоги многим очень сложно. Правительство попыталось действовать по закону и сразу напоролось на ряд проблем. Я понимаю аргументацию министра финансов Сергея Терехина, что запретительные таможенные тарифы привели к серьезной «тенизации» таможенной системы. Но считаю, что была допущена и ошибка при формировании закона о снижении таможенных пошлин. Я об этом сказал Юлии Тимошенко, пускай правительство не думает, что возьмет Верховную Раду «на арапа». Дело в том, что в Украине уже сложился серьезный реальный сектор, который научился себя защищать. Без диалога с производителями нельзя выносить такие законопроекты. Необходимо понимать, что до последнего времени товар ввозили по уголовным тропинкам только некоторые товарищи, а огульное снижение пошлин приведет к взрывному росту импорта.
–Это хорошо, конкуренция…
–Конкуренция хороша только в том случае, если национальный производитель достаточно силен, чтобы её выдержать. Для этого нужен расчет, а его нет. Уже прозвучали тревожные сигналы по электронной промышленности, по телевизорам, холодильникам, по легкой промышленности. За последние пять лет у нас подняли пищевую промышленность, насытили внутренний рынок, сейчас очередь за легкой. Закон принят в первом чтении, сейчас самое время для диалога между правительством, парламентом, импортерами и производителями. Кстати. Аналогичная ситуация (провал законопроекта – Ред.) может возникнуть и с внесением изменений в бюджет-2005. Нет ни малейших оснований полагать, что законопроект вбросят и все сразу побегут голосовать.
–Да, у правительства ведь большинства в парламенте нет…
–Чтобы все сразу голосовали за законопроекты правительства – такого не будет никогда, такого не было ни у Виктора Федоровича, ни у Виктора Андреевича, в бытность его премьером. Да вообще ни кого! И это нормально. Надо серьезно работать с парламентом, даже со своими фракциями, и доказывать целесообразность принятия того или иного закона.
–А откуда взялся этот стиль – вдруг нахрапом вбрасывать в парламент сырой законопроект? Ведь и «Наша Украина», и БЮТ именно за это критиковали правительство г-на Януковича? Теперь получается, что правительство создало пробки на границе, а виновата Рада…
–Это не тот стиль, в котором Верховная Рада будет работать с Кабмином. И в первую очередь это будет касаться проекта изменений к госбюджету. В госбюджете намного больше теневых схем, чем на таможне. И их необходимо вычищать! Мы в бюджетном комитете решили, что если раньше мы более плотно работали с доходной частью и макропоказателями, то сегодня пришло время уделить больше внимания расходной части бюджета. Каждый министр должен будет отчитаться, как работает та или иная программа. Сегодня мы уже столкнулись с целым рядом программ, по которым вообще невозможно понять, куда девались деньги. Это откровенное воровство.
–Когда принимался госбюджет, то 110 статьей правительство обязали внести проект изменений до 15 февраля. Сейчас уже почти средина марта, а проекта бюджета пока никто в глаза не видел. В чем дело?
–Затяжка сугубо административная. Пока сформировали правительство, пока все расселись, некоторые до сих пор не могут усесться. Потом начали разбираться, что к чему: в то ли кресло сел или стоит поменять? С другой стороны, может и не плохо, что проект пока еще не внесен.
–Почему?
–Проблема госбюджета-2005 – громадный дефицит, который возник в результате действий правительства г-на Януковича по подкупу пенсионеров перед выборами. Получилось, что по факту минимальная пенсия у нас выше минимальной зарплаты. Правительству пришлось искать источники финансирования Пенсионного фонда, их нашли в виде трансфертов из бюджета, за счет роста дефицита. Потому Минфину пока стоит не спешить. Посмотреть, насколько стабильна динамика роста экономики, которую мы наблюдаем в начале года.
–Минфин увеличил прогноз роста ВВП с 6,5% до 8%...
–Если это стабильная ситуация, то правительство может прогнозировать увеличение доходной части. Второй момент, нужно четкое политическое решение, причем не легкое – ни коем случае нельзя идти на увеличение социальных выплат за счет увеличения дефицита. Пусть лучше нас покритикуют эти крикуны из новой оппозиции. Я считаю, что если правительство сможет подвести экономический фундамент под увеличение пенсий, которое сделал Янукович, но сделать это цивилизованно и к концу года выйти на бездефицитный уровень, это было бы очень хорошо. Спокойно можно планировать бездефицитный бюджет-2006.
–Как вы оцениваете обещание президента с 1 января 2005 года установить минимальную зарплату и пенсию на уровне прожиточного минимума в 423 грн. в мес.?
–Я категорически против. Дефицит будет в размере еще одного бюджета. Если динамика роста стабильна, то, возможно, уже в этом году появятся ресурсы не только на увеличение минимальной зарплаты, но и на выравнивание пенсий для военнослужащих, вышедших на пенсию в разные годы. Осторожно надо подходить и к увеличению выплат на новорожденных. То, что предлагается, по 8 тысяч грн., это рискованно.
–А вам не кажется, что это бред и начнут рожать все, кто только может? Можно ведь неплохо заработать.
–Это не бред, этой идее уже четыре года. Я, кстати, был одним из её инициаторов.
–Хотя бы эскизы изменения в бюджет-2005 уже есть? Понятно, чего хочет правительство?
–Я пока их не видел. Единственное, что уже понятно, - правительство будет стремиться отменить все налоговые льготы для СЭЗов. С одной стороны, это хорошо, но возникает вопрос – а что будет с программами, которые уже реализуются. Их же нельзя просто так взять и зарубить.
–Но Минфин хочет ликвидировать все?
–Хотеть не вредно. Если инвестпрограмма в СЭЗ уже утверждена, то её будут защищать через суд. Просто так, в один момент, все обрубить не получится. Тут необходим серьезный мониторинг, необходимо разобраться, какие СЭЗы стоит ликвидировать. Ведь есть зоны, работающие нормально. По меньшей мере, вреда от них нет. В Донецкой области проблема очевидно существует. Так разбирайтесь! Наводите порядок. Впрочем, и там рубить с плеча не стоит.
–Как вы оцениваете правительственную программу деятельности?
–Честно говоря, она чрезмерно декларативна. Каких-то реальных экономических инструментов она не дает.
–Вам не кажется, что у нас все правительства пишут такие программы, в которые потом можно запихнуть все что угодно?
–К сожалению, к этому толкает Конституция. В цивилизованных странах правительству отводится год, чтобы посмотреть, как оно работает, дальше нужно получить в парламенте вотум доверия. У нас написали, что это должна быть программа. По существу она играет роль вотума доверия. Поэтому, как правило, она никакая. Нам очень не хватает сейчас и не хватало раньше официального «теневого Кабинета», когда министр и его оппонент от оппозиции всегда рядом и по каждому вопросу есть альтернатива. Тогда, в случае победы оппозиции на выборах, общество получает не кота в мешке, а прогнозируемого человека, от которого знают, чего ожидать. Такому правительству не нужно два месяца на раскачку.
–По кадровому составу правительство Тимошенко лучше предшественников?
–Мне тяжело дать объективную оценку. Очень много пришло людей, которые никогда не работали на высших административных должностях. Пускай у человека будет семь пядей во лбу, но если он никогда не работал в министерстве, то ему нужно время – опыта поднабраться. Впрочем, в правительстве, как и в любой исполнительной структуре, практически все зависит от руководителя. Насколько он умеет генерировать идеи, умеет их реализовать, насколько точны его команды, понимает ли он, чего хочет. Если сам руководитель начинает путаться, давать взаимоисключающие команды или сам не знает, что делать, тогда самое хорошее правительство может оказаться пустышкой. Как говорил Наполеон – армия баранов во главе со львом всегда сильнее армии львов во главе с бараном…
–Как вы ощущаете: действующий премьер львица или…
–Опыт у нее огромный, и, как мне кажется, она четко знает, чего хочет. Хотя некоторая «разновекторность» в правительстве ощущается. Возможно потому, что не все назначения прошли так, как хотела премьер. Это плохо. Уже если даешь премьеру власть, то надо доверять. Это не правильно когда кто-то формирует премьеру команду. Он должен сам формировать Кабмин, а так, если со стороны навбрасывали, а ты отвечай...
–Вступит в действие конституционная реформа, премьер ситуацию поправит...
–Кстати хочу отметить, что до победы Ющенко были настроения, что политреформу надо отменять, хоты бы из-за того как она была принята, там есть много всякого негатива. Сейчас ситуация изменилась и многие, даже в «Нашей Украине», считают, что реформу трогать нельзя. Многие задумываются, а насколько это демократично и демократия ли это если один человек, а точнее его окружение решает все стратегические вопросы.
|