01/16/2006
Передышка с кляпом во рту

“Энергобизнес”, 16 січня 2006 р.

События, связанные с "газовым конфликтом", несмотря на подписание соглашения с Россией, получили бурное развитие. На волне критики данного документа парламент даже отправил в отставку правительство.

Своим видением ситуации с "Энергобизнесом" поделился Иван Заец, член фракции Украинской народной партии, первый заместитель председателя комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

- Иван Александрович, как Вы оцениваете соглашение между "Газпромом", "Нефтегазом Украины" и "РосУкрЭнерго"?

- Я считаю, что оно не решило ни одной важной проблемы для Украины в плане нормализации отношений с Россией по поставкам газа не только на долгосрочный, но и на краткосрочный период. Скорее всего, это соглашение породит целый ряд новых дестабилизирующих процессов. Разве что оно даст передышку, но только на короткий срок.

Да и передышка эта — с кляпом во рту.

От этого соглашения, и вообще от того, как действовала наша власть в данном конфликте, особенно в завершающей фазе переговорного процесса, остался очень горький осадок. И мне кажется, нечто подобное ощущает большинство граждан.

- Пожалуйста, разъясните свою позицию. Ведь правительственные чиновники утверждали, что это победа.

- Начнем с характеристики соглашения. Из него следует, что украинцы согласились не только почти на двукратный рост цен на газ (что касается непосредственно российского газа, то почти на пятикратный. — Ред.), но и на то, чтобы впустить на внутренний рынок реализации газа российский капитал — путем создания совместного предприятия. Таким образом, украинская власть согласилась на дополнительное влияние России на экономику и социальную сферу Украины.

Между тем деятельность подобных предпринимательских структур не раз убеждала: именно таким способом реализуются коррупционные схемы. Каким образом появилось в соглашении положение о создании, да еще в таком срочном порядке, ненужного для Украины совместного предприятия? Чья это инициатива? Может, российская власть шантажом добилась создания структуры, а может, это — дело рук российско-украинской мафии? Пока что наши чиновники этого не прояснили. Так или иначе, данное СП является серьезной проблемой для Украины.

Текст соглашения позволяет России через каких-то полгода вновь поставить вопрос о повышении цены газа и, возможно, о доступе к украинской магистральной трубе (скорее, о получении в собственность. — Ред.). Не станет ли такое совместное предприятие дополнительным инструментом давления на украинскую власть? Безусловно, станет. И если СП, вопреки здравому смыслу, будет создано, уже сейчас следует подумать о минимизации влияния российского капитала через это предприятие. И ни в коем случае активами со стороны Украины, внесенными в СП, не должны стать объекты инфраструктуры газоснабжения.

С подписанием соглашения Украина существенно ухудшила свои возможности диверсификации поставок газа, в частности, из стран Центральной Азии, поскольку согласилась признать фантомную структуру "РосУкрЭнерго" монопольным его поставщиком. Ценовой механизм, предусмотренный соглашением, будет стимулировать страны Центральной Азии к существенному повышению цен на газ в случае заключения прямых договоров. Кроме того, он позволит России уже не позднее чем через полгода выставить для Украины новую цену газа, не ниже $230. И так оно и будет.

Буквально через полгода Украине придется подписывать новое соглашение с российской стороной, но уже в гораздо худших условиях, чем сейчас. По сути, наступит договорно-правовой вакуум в отношениях между Украиной и Россией в газовой сфере. Ведь в соглашении сказано, что цена в $95 действует лишь в первом полугодии нынешнего года и что по такой цене будет поставлено 34 млрд куб м. Данный объем определен как годовая поставка. Поэтому возникает еще один вопрос: обеспечит ли Украина свои потребности в газе?

Скорее всего, этот газ поступит в Украину в первом полугодии, в лучшем случае — за 7-8 мес. А что будет после того, когда определенный в соглашении объем поставок будет исчерпан и завершится срок действия цены в $95? Несомненно, придется заключать новое соглашение. И тогда Украина попадет под еще большее давление, поскольку Россия будет ее шантажировать уже без оглядки. Позиция Украины ослабляется еще и тем, что соглашение обеспечивает России ставку на транзит газа в размере $1.6 на пятилетний период. Все это лишает украинскую власть возможности разрабатывать и реализовывать стратегические программы развития экономики.

- Но ведь пункт пятый "Соглашения" гласит, что ставка платы за транзит и цена на газ не могут меняться по инициативе одной стороны без согласия другой. И на этом акцентируют внимание те, кто подписывал соглашение.

- Этот пункт соглашения, на мой взгляд, несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. Действительно, ставка платы за транзит и цена природного газа, в соответствии с документом, могут меняться только по взаимному согласию сторон. Но при этом четко сказано, что это требование относится только к тем параметрам, которые определены в данном соглашении — то есть к цене $95 для объема в 34 млрд куб м. Это означает, что такое ограничение будет действовать только полгода.

Вообще, в соглашении можно найти много неточностей, которые свидетельствуют о низкой квалификации представителей, участвующих в переговорах с украинской стороны. Так, в пункте первом говорится о транзите "через территорию Украины и Российской Федерации". Как видим, тут появляется какая-то единая территория для двух государств.

- Имела ли украинская сторона возможность добиться лучшего соглашения?

- Безусловно. Я и сейчас считаю, что при определенных обстоятельствах можно было добиться от России продолжения поставок газа по прежним контрактам, действующим до 2009 г. Это было бы очень тяжело. Но за этот вариант следовало дольше бороться. Почему украинская сторона так быстро сдалась — четких объяснений нет и по сей день.

Безусловно, позиции украинской стороны были существенно ослаблены из-за наличия мощной "пятой колонны" Москвы в украинской власти. Поэтому ответственность за значительное ухудшение ситуации в газовой сфере должны разделить как правительство, так и те политические силы, которые, по сути, поддерживают российскую власть в "газовом конфликте".

Но даже в такой ситуации, я уверен, украинская сторона могла достичь большего. Ведь ей была предоставлена наивысшая политическая поддержка — прямое участие Президента Виктора Ющенко в переговорном процессе (заметим, российская сторона также не выглядела "сиротой" под чутким руководством В.Путина. — Ред.). Но заключительная фаза переговоров, когда нужно было формализовать политическую позицию Президента в соглашении, была неоправданно ускорена и сокращена. Сложилось впечатление, что украинская власть испугалась своего же выигрышного положения.

К тому же Россия "перегнула палку" и в отношении стран Евросоюза. С кем бы я ни говорил в те дни о "газовом конфликте", все мои иностранные собеседники были настроены требовать от России выполнения действующих контрактов и не отходить от этой позиции, по крайней мере, до тех пор, пока не состоится совещание министров энергетики стран ЕС.

- Каковы же, по Вашему мнению, уроки "газового конфликта"? И что делать дальше?

- Уроков этих очень много. Но самые главные таковы.

Во-первых, следует осознавать, что "газовый конфликт" еще не исчерпан, у нас есть только пауза, которая закончится к осени. Поэтому правительству уже с сегодняшнего дня следует хорошо готовиться к новым переговорам с Кремлем. А хорошо готовиться — это означает инвентаризировать все отношения с Россией и перевести их в плоскость действительно межгосударственных отношений, а не отношений верхушек власти. В частности, надо сделать реальные шаги для того, чтобы добиться от России использования украинской территории Черноморским флотом по мировым ценам.

Во-вторых, украинской власти нужно окончательно отказаться от политики многовекторности в международных отношениях, ускорить выход Украины из СНГ, без сомнений и колебаний взяв курс на членство в ВТО, НАТО и ЕС.

В-третьих, украинское правительство должно немедленно приступить к реализации эффективных программ по энергосбережению и диверсификации поставок энергоносителей.

В-четвертых, следует обеспечить сохранение газотранспортной системы Украины в государственной собственности и не допустить российский капитал к реализации газа на внутреннем рынке Украины.

Беседовала Оксана ЛИВЕНЬ

“Энергобизнес”, 16 січня 2006 р.


Матеріали сайту Української Народної Партії