09/30/2005
Один день с Юрием КОСТЕНКО

«Газета по-киевски», 30 вересня 2005 р.

Политик, интеллигент, коренной киевлянин: редкое, а раз так, заслуживающее внимание явление Костенко – личность любопытная. Слишком непубличный для лидера партии, слишком принципиальный для главы фракции, чересчур интеллигентный для политика и депутата вообще: в украинском политическом бомонде он – человек-загадка. «Газета...» попыталась приподнять завесу тайны над жизнью главы Украинской народной партии, проведя с ним один день.

Юрий Иванович – политик небогатый. Потому и квартира у него (правда, трехкомнатная, в новом доме), не на Печерске, а в районе метро «Левобережная». Дома он времени мало проводит – практически только ночует там. С самого утра – на работу, поздно вечером – прогулка вдоль Десенки. Единственный выходной – воскресенье (да и тот бывает не всегда) проводит обычно на природе. В прошлое воскресенье Юрий Иванович с женой съездил на несколько часов на Житомирщину, к каньону реки Тетерев – полюбоваться видами скал и воды, подышать свежим, некиевским воздухом...

Утро

Утро политика Костенко начинается в 6.00. Первые 40 минут – это интенсивная зарядка на спортплощадке во дворе. После – завтрак. Уже 30 лет подряд утренний рацион Костенко не меняется – домашний творог, мед, сметана и чай. Кофе Юрий Иванович не употребляет.

И ближе к восьми лидер УНП отправляется на работу. Черная партийная «Тойота Камри» – далеко не самый дорогой, но все же достаточно комфортный и удобный представительский автомобиль. За рулем, преимущественно, Юрий Иванович ездит сам – благо получается у него неплохо, а так как алкоголя народный депутат почти не употребляет, то баранку крутить, как говорится, сам Бог велел. По дороге Костенко позволяет себе насладиться музыкой. Надо сказать, вкус у него довольно своеобразный – Юрий Иванович предпочитает этнические вещи, коллекционируя компакт-диски с записями этно-фолка из всех стран, где ему доводится бывать. В фаворе у руководителя Украинской народной партии чилийский музыкальный этнос. Правда, иногда, под настроение, Костенко может врубить украинский рок. Чаще всего – в исполнении «Океана Эльзы».

Депутатская крепость

Рабочий кабинет на Садовой, 3а, в здании комитетов Верховной Рады – образец простоты. Телесного цвета обои, простенький коврик на полу, шкаф, диван да рабочий стол. На столе – традиционные фото семьи и горы бумаг, конверты с правительственными гербами и несколько телефонов. Новомодного ноутбука в кабинете Костенко нет. Из хай-тэка там имеется лишь недорогой телевизор.

– Я по нему смотрю заседания Верховной Рады. Если решаются какие-то важные вопросы, бегу голосовать. А так – работы много, все время в сессионном зале усидеть не получается, – рассказывает Костенко.

Вид из окон не впечатляет. Серая стена напротив да внутренний двор Комитетов ВРУ – заставленная автомобилями пыльная асфальтовная площадка. В распахнутые окна врывается раздражающий шум строительной техники – опять на улице где-то чинят или доделывают.

– Да я как-то, пока вы не пришли, и не задумывался, что у меня там за вид, – смущенно говорит Костенко. – Я-то в окна не смотрю – некогда.

Стены кабинета увешаны фотографиями гор и покоряющих отвесные скалы альпинистов. Это неудивительно – Костенко известный скалолаз, на его счету – немало покоренных вершин, профессиональные выступления на чемпионате СССР и практически все знаменитые горные массивы мира.

– Я был в Альпах, на Кавказе, Памире, подымался на Тянь-Шань, исходил хребты Северной и Южной Америки и даже Гималаи, – не без гордости делится Костенко.

– А где трудней всего было?

– Трудней всего взбираться на семитысячники. Там кислородный голод, холодно... Я бывал на Хан-Тегри, это Памир, и еще – восходил на пик Ленина (7134 м. – Ред.). Однако я предпочитаю не столь высотные, но более сложные по технике подъема маршруты. На чемпионате СССР мне довелось взбираться на Ак-Су – есть такая вершина в Памиро-Алае. Подъем был очень сложным. За 14 дней мы преодолели двухкилометровую отвесную стену, причем этот участок был сам по себе на высоте 5 километров! Там я едва не погиб – в процессе восхождения получил травму головы, переломал ребра... Но вниз не ушел – не мог команду подставить. После того, как украинская сборная таки закончила этот страшный подъем, маршрут наивысшей категории сложности, по которому мы подымались, был назван моим именем. Ведь наша команда была первой, кто осилил этот маршрут, а я был ее капитаном...

Небольшое лирическое отступление прерывается звонком мобильника. После непродолжительного общения по телефону Юрий Иванович виновато сознается:

– По 150 звонков в среднем за день бывает. Приходится либо вообще его выключать, либо ставить в беззвучный режим. А потом смотреть, кто звонил...

– А с кем бы из политиков украинских вы в горы пошли? – не могу удержаться я напоследок.

– Ни с кем.

Обычные будни

В тот день, который Юрий Костенко решился провести в обществе журналистов, ему предстояло встретиться с экс-премьером Юлией Тимошенко, действующим премьером Юрием Ехануровым, губернатором Киевщины Евгением Жовтяком, несколькими коллегами по партии, несколькими бизнесменами плюс еще пара-тройка встреч «на ходу» – в процессе перемещения по коридорам Кабмина, Киевобладминистрации и Верховной Рады.

С Ехануровым произошел серьезный разговор по поводу состава нового Кабмина – новый премьер вышел за рамки достигнутых договоренностей с фракцией УНП в подборе кандидатур в новое правительство. У Юлии Тимошенко Юрий Иванович выяснял подробности ее визита в Москву – и то, насколько наведение Юлией Владимировной мостов с Путиным отразится на двусторонних договорах, подписанных БЮТом и УНП. О подробностях остальных встреч, да и о результатах двух самых главных Юрий Иванович не распространялся – по его словам, большая часть депутатских встреч конфиденциальны по определению: станешь распространяться – больше никто ничего существенного не скажет.

Часто во второй половине дня Костенко встречается с гражданами-избирателями – хоть времени на это всегда не хватает, депутат старается не забывать об этой части своей работы – потерять в рейтинге легко, а вот набрать – все наоборт...

Да, как правило, Костенко не обедает.

Депутатский вечер

Это часов в одиннадцать бывает. Иногда Костенко сразу домой едет, бывают и вечера, когда заходит вместе с супругой поужинать в ресторан. Задаю вполне логичный, по моему мнению, вопрос:

– А депутаты собираются вечерком пивка попить, пообщаться в кабачке каком?

– Депутаты – да. Костенко – нет. И времени мало, да и не пью я.

– Совсем не употребляете?

– Иногда, крайне редко и в небольших количествах пью красное сухое вино. Я в винах, кстати, хорошо разбираюсь. И могу вам сказать – последнее время украинские торговые марки совсем неплохой продукт производят.

Дождаться депутатского ужина нам, увы, не удалось. Но Костенко признался, что предпочитает молочные продукты и рыбные блюда. Мяса есть старается поменьше – и не любит, и вредно перед сном мясным заправляться.

Семья

– Жена, конечно, иногда жалуется, – говорит Юрий Иванович. – Но понимает меня и поддерживает. Сама она журналист, на радио «Свобода» работает. Так что тоже дома не сидит. Времени вместе мы мало проводим, это жаль... Иногда возникает желание бросить это все, устаю... Но стоит немного отоспаться – и вновь в строю!

– А с сыном как?

– Он женился, отдельно живет. Общаемся с ним SMSками в основном. Он мне сбрасывает – «перезвони», у меня же телефон все время занят или отключен... Кстати, это для отца нелегко. Например, почти до самой его свадьбы я не знал, с какой девушкой он встречается. А он несколько лет дружил с дочкой... Бориса Тарасюка!

– Ну-у, в это трудно поверить...

– Да так все и было! Я вообще с ним за долгое время нормально поговорил только в отпуске, мы вместе в горы съездили...

Михаил ГАННИЦКИЙ


Матеріали сайту Української Народної Партії