01/24/2007
Юрий КОСТЕНКО: «Мороз получил большущий кусок власти, не имея к борьбе за эту власть никакого отношения»

"Грани Плюс", 24 січня 2007р.

Преодоление Верховной Радой вето Президента Украины на закон о Кабинете министров единодушно расценивается как жестокое поражение главы государства в борьбе за властные полномочия. Их у него нынче остается так мало, что впору говорить о реальном изменении конституционного строя в стране. Естественно, разговоры о необходимости досрочных парламентских выборов не утихают, хотя никто не может указать законных к тому оснований. На эту и другие темы корреспонденты "Граней плюс" беседуют с лидером Украинской народной партии (не представленной в нынешнем составе парламента) Юрием КОСТЕНКО.

— Конечно, я заинтересован в досрочных выборах. Этот парламент, разделенный между тремя мегаблоками, выражает интересы исключительно крупного капитала, ни о каких других интересах общества речи нет. А интересы крупного капитала — это максимум треть интересов общества. В парламенте не представлены интересы малого предпринимательства, крестьянства, учителей, врачей, пенсионеров. Я против такой Верховной Рады, которая не отражает хотя бы половины общественных интересов.

Но если отбросить эмоции и говорить как профессиональный политик, то вынужден констатировать: юридических оснований для роспуска парламента нет. Президент уже потерял право роспуска, не воспользовавшись им в прошлом году, когда вовремя не было сформировано правительство. Может ли Президент распустить Верховную Раду в случае непреодоления вето главы государства на закон о бюджете? Этот момент еще должен быть урегулирован специальным законом. Каким будет такой закон — сегодня уже понятно. Преодоление вето Президента на закон о Кабинете министров, нарушающим целый ряд конституционных норм, показывает: Партия регионов сейчас полностью контролирует юридический процесс в Верховной Раде. Поэтому до тех пор, пока сама Партия регионов не решит идти на досрочные выборы, юридически парламент никто не распустит.

Верховная Рада может уйти под давлением народа. Для этого нужно не менее полумиллиона людей под стенами парламента. Но выйдет ли сегодня народ к парламенту с требованием его роспуска? Думаю, что тут есть большое преувеличение политиков, которые говорят: весной мы бросим призыв, и народ пойдет за нами. К большому сожалению, не пойдет. Поскольку после предательства большинства руководителей помаранчевой революции народ не знает, кому верить.

— Может ли Конституционный Суд отменить конституционную реформу, что станет причиной досрочных выборов?

— Конституционную реформу никто отменить уже не сможет. Даже если представить себе демократический, объективный Конституционный Суд в Украине. Хотя я этого не представляю. КС может сделать вывод, что изменения в Конституцию были внесены с нарушением конституционных требований, и Верховная Рада должна все исправить своими руками. Другими словами — Верховная Рада должна снова рассмотреть вопрос конституционных изменений и одобрить соответствующие решения конституционным способом. Каким образом это будет сделано — КС не регламентирует. В свое время КС в одном из своих выводов отмечал, что то, как Верховная Рада принимает то или иное решение, определяется регламентом ее работы.

Исходя из практики работы нашего Конституционного Суда, у меня нет веры в него как в демократическую институцию. Они научены смотреть, кто в доме хозяин и говорить языком хозяина, ибо большинство судей КС имеют все то же старое коммунистическое воспитание и менталитет. Поэтому в возможность решения этого спора через суд я лично не верю. Впрочем, хотел бы ошибиться.

— Кто же, на Ваш взгляд, нынче в доме хозяин?

— Новоявленное политбюро ЦК КПСС в виде руководителей парламентского большинства, состоящих из людей с коммунистическим менталитетом, потому что идейную платформу большинства создали коммунисты Мороз и Симоненко.

— В чем же эта идейность?

— В ярко выраженном принципе политического поведения — в "принципе политбюро", которое, как известно, руководило всем — парламентом, правительством, судом, прокуратурой... Нынешнее парламентское большинство не понимает, что такое демократия, разделяющая власть на законодательную, исполнительную и судебную. А еще в демократическом обществе есть свобода слова, и, соответственно, четвертая власть — пресса, контролирующая все ветви власти. Если бы "политбюро" демократически рассматривало власть, то никогда бы не принимались решения об освобождении Бориса Тарасюка с должности министра иностранных дел, никогда бы не принимался закон о Кабмине, нарушающий Конституцию.

В Украине на всех уровнях у власти остался коммунистический менталитет, приучивший смотреть, кто в доме хозяин и кому носить чемоданчики — или в Администрацию Президента, или, как теперь, в Кабмин. Сегодня при власти коммунисты, социалисты, прямо вышедшие из коммунистической системы, и Партия регионов, которая имеет корни в той же административной системе. Господин Янукович произошел из этой системы, и, кроме того, он стал на вершине клановой донецкой команды, строившей всю свою политику на жестком централизованном управлении. Вот эти две составные — тоталитарно-коммунистическая и тоталитарно-клановая — и привели к тому, как сегодня работает правительство. Они уничтожают все то демократическое, что сделано за 15 лет не их руками, а нашими.

— Разделяете ли Вы мнение, что голосование БЮТ за преодоление вето Президента на закон о Кабмине означает осознание им того, что досрочных выборов не будет и надо приспосабливаться к ситуации?

— В последних событиях ключевая роль принадлежит именно БЮТ. Относительно мотивов их действий, то здесь присутствуют не только упомянутые вами обстоятельства. Действительно, БЮТ необходимо как минимум три года работать при этой властной пирамиде и иметь какие-то политические перспективы на следующих выборах.

Но есть и еще один мотив — это игра с Президентом. Тимошенко в отношениях с Президентом постоянно разыгрывает те или иные сценарии. Голосованием за закон о Кабмине Тимошенко фактически предупредила Ющенко: если он не будет подыгрывать ей, то она может очень быстро договориться с Партией регионов, и последствия таких договоренностей — как минимум лишение Президента права вето, как максимум — импичмент.

— На данном конкретном этапе чего Тимошенко хочет от Президента — роспуска парламента (но это ведь нереально!) или, может, конкретных должностей?

— Вы спрашиваете, будто перед вами Юлия Владимировна. Я не могу знать всех аспектов. Могу лишь сказать, очень давно зная Тимошенко, что она хочет от Президента то, что ей сегодня наиболее политически выгодно. Несомненно, досрочные выборы выгодны БЮТ, ведь де-факто самые высокие рейтинги сегодня у Януковича и Тимошенко. Отсутствие юридических оснований для досрочных выборов вряд ли остановит Тимошенко в ее давлении на Президента в этом вопросе. Я помню, как во времена Майдана, на заседаниях Комитета национального спасения мы каждую ночь (заседали ночью) обсуждали ее предложения штурмовать то или иное государственное учреждение...

— Роспуск парламента зависит только от Партии регионов, у социалистов или коммунистов не может возникнуть желания разрушить коалицию?

— Зачем им роспуск Верховной Рады, если еще большой вопрос, попадут ли они в следующий парламент? Нет, на такой шаг они не пойдут.

Тем более что лидер социалистов Александр Мороз умеет эффективно использовать ситуацию. Например, в 2004 году он буквально в последний момент вскочил в помаранчевый поезд, но после победы получил от Ющенко большущий кусок власти, не имея к борьбе за эту власть никакого отношения. Помните — должности двух председателей обладминистраций, четырех или пяти министров? Надо отдать должное Морозу, он умеет ориентироваться в ситуации.

— Президент ошибся, отдав такую часть власти Морозу?

— Да. Тем более что идейно социалисты никогда не поддерживали и не поддерживают президентский курс "Десять шагов навстречу людям". Это правоцентристская программа.

— Почему же Президент допустил такую ошибку?

— Виктор Андреевич пришел в большую политику административным путем. Вначале он стал председателем Национального банка и далее, до увольнения с должности премьер-министра — все это административный путь. Политический путь Ющенко начался с момента создания избирательного блока "Наша Украина" в 2001 году. За такой краткий срок — с 2001 по 2004 год — овладеть всеми теневыми политическими технологиями очень сложно. Виктор Андреевич тогда многие вещи воспринимал достаточно романтично.

— Сегодня иначе?

— Скажу так: Ющенко как политик очень сильно прогрессирует.

Юрий Сандул, Леся Борисова

"Грани Плюс", 24 січня 2007р., http://www.grani.kiev.ua/exp.php?ni=14458&type=1


Матеріали сайту Української Народної Партії